+7 (812) 331-81-44     info@elantra-consult.ru

Юристы и бухгалтеры в Петербурге и онлайн

Учетная политика – что поменять для следующего года

Вы здесь

В конце каждого года главные бухгалтеры предприятий и организаций должны выделить время на анализ изменений в законодательстве о бухгалтерском и налоговом учете с целью внесения соответствующих изменений в учетную политику на следующий год. Кроме учета изменений в законодательстве, возможно, некоторым организациям необходимо проанализировать те методы учета, которые прописаны в их учетной политики и тем, как действительно ведется учет с целью приведения их в соответствие. В противном случае, возможны претензии, как со стороны налоговой инспекции, так и  со стороны аудиторов.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Правила внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 и утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н «Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
В пункте 6 статьи 8 Федерального закона № 402-ФЗ определены случаи, когда возможно внесение изменений в учетную политику:

  • в случае изменения требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • в случае разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • в случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

Статья 7 Закона № 402-ФЗ говорит о том, что для обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В 2016 году произошли ряд изменений, который могут повлиять на принципы организации бухгалтерского учета 2017 году.

Упрощенные методы бухгалтерского учета в учетной политике для целей бухгалтерского учета 2017 года

Приказ  Минфина России от 16.05.2016 года № 64н ввел новые упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, которые малые предприятия могли начать применять как с отчетности за 2016 год, так и за любой последующий.

Те малые предприятий, которые посчитали нецелесообразным использовать упрощенные методы бухгалтерского учета начиная с текущего года, но хотят их применять начиная с 2017 года должны внести соответствующие изменения в положения учетной политик по выбранным ими положениям. Выбрать необходимо из следующего перечня:

  • Стоимость принятия к учету товарно-материальных ценностей признается в сумме их приобретения у поставщика, а сопутствующие расходы, ранее включаемые в стоимость принятия к учету, списываются в расходы по основным видам деятельности в том периоде в котором они были осуществлены.
  •  Амортизация по объектам основных средств, при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, может начисляться один раз в год или любыми частями, по выбору организации.
  • Расходы по обычным видам деятельности формируются в ускоренном порядке, т.е. материалы и иные затраты на выполнение работ списываются в момент их приобретения и осуществления затрат.
  • Возможен отказ от создания резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
  • Расходы на НИОКР списываются в расходы в полном объеме, по мере их осуществления.
  • Расходы на создание или приобретение нематериальных активов списываются в расходы по основным видам деятельности  по мере их осуществления.

Для того чтобы применять перечисленные выше упрощенные методы бухгалтерского учета, необходимо убедиться, что организация не потеряла статус малого предприятия. С 01 августа 2016 года действуют новые кретерии признания организаций субъектами малого предпринимательства. Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ в ст. 4 Закона N 209-ФЗ внесены существенные изменения и уточнения.

  • К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
  • Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. А суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%.

При этом независимо от выполнения второго ограничения ряд предприятий может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства, если выполняется одно из следующих условий:

  • акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики";
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау));
  • хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта "Сколково";
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в правительственный перечень, которым предоставляется государственная поддержка инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

3. Предприятием должно соблюдаться ограничение по среднесписочной численности работников. Для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек - для средних предприятий;
  • до 100 человек - для малых предприятий (до 15 человек - для микропредприятий).

Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

4. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть вместо показателя "выручка от реализации товаров (работ, услуг)" с 1 августа 2016 г. будет рассчитываться доход, который определяется по правилам п. 1 ст. 41 НК РФ (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"). В этом случае учитываются не только выручка от реализации товаров (работ, услуг), но и внереализационные доходы.

Сама величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не изменилась и составляет:

  • для микропредприятий - 120 млн руб.;
  • для малых предприятий - 800 млн руб.;
  • для средних предприятий - 2 млрд руб.

Изменения в учетную политику для целей налогового учета

В связи с тем, что на момент подготовки статьи, никаких существенных изменений в налоговом учете для предприятий строительной отрасли не внесено, изменения в учетную политику организации могут вносить только с целью повышения качества и наглядности налогового учета или в случае изменении системы налогообложения (например, в случае утраты права применять УСН)

Оформление изменений в учетную политику.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета вносятся путем оформления приказа руководителя, в котором формулируются причины изменений и выбранные способы учета. Оформлять новую учетную политику на следующий год нет необходимости. Однако если за время существования фирмы накопилось большое количество изменений и дополнений, возможно, оформить новую редакцию этого документа, обобщающего в себе все ранее сделанные изменения и дополнения. Приказ генерального директора о внесении изменений или дополнений в учетную политику должен быть датирован концом года, предшествующего году начала применения этих поправок. Работу по подготовке такого приказа целесообразно начинать уже сейчас, но, как показывает практика, в последних числах уходящего года выходит большой блок законов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство. Часть этих законов могут затрагивать бухгалтерский и налоговый учет 2017 года. Данные особенности необходимо учитывать для выбора момента утверждения приказа по внесению изменений и дополнений  в учетную политику организации.

29.11.2016